Sep. 22nd, 2007

gospatent: (Default)

Вчера читали на группе (а мы сейчас изучаем Писание на предмет выявления в себе тщеславия) вот этот текст:
1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений
ваших, воюющих в членах ваших?

2 Желаете -- и не имеете; убиваете и завидуете -- и не можете
достигнуть; препираетесь и враждуете -- и не имеете, потому что не просите.

3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а 
чтобы употребить для ваших вожделений.

4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром
есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот
становится врагом Богу.

5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности
любит дух, живущий в нас"?

6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым
противится, а смиренным дает благодать.
Вопросов столько, что решил перенести обсуждение сюда. Отвечать прошу в основном тех, кто не присутствовал при обсуждении. 

Честно говоря, впечатление от текста - примерно такое же, какое возникает и при чтении Евангелия: кажется, что этот текст рассчитан на не совсем реальных, на несколько ...воображаемых людей, существующих в социальном вакууме (либо на людей, полагающих, что миру осталось существовать год-другой). Мне как-то сложно представить себе жизнь, полностью лишенную того, что традиционно входит в понятие "дружба с миром" - профессиональных устремлений (а какие могут быть профессиональные устремления без четко потавленной), каких-то надежд на успех, скажем, в личной жизни, и.т.д. Даже элементарное желание понравиться человеку (В САМОМ ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ СЛОВА) в свете этого текста уже оказывается грехом. Как, спрашивается, жить? (кривая улыбка).

Тем более, мне сложно представить человека, который, пусть даже он трудится не для себя, а "для Бога" (хотя зачем Богу наш труд? - понятно, что он в первую очередь все-таки нужен нам самим), работая, скажем, в какой-то серьезной организации, остается "в стороне" от всего, что в ней происходит, -   

 Вообще, в конктексте этого отрывка становится малопонятно: зачем к чему-то стремиться - учиться, повышать свой проф. уровень, развиваться в отношениях с людьми, на что-то надеяться в отношениях с людmvb? Получается, что идеал христианина, по этому отрывку, как это ни дико, в чем-то близок к идеалу буддизма... Зачем что-то делать, чего-то желать, к чему-то стремиться? Сиди, спокойно дожидайся Царства Божия... (Здесь опять-таки закрадывается мысль: может быть, поэтому именно протестантские страны, в сравнении с католическими и тем более православными, добились таких успехов, - потому что религия у протестантов носит, что ли, более утилитарный, "прикладной" характер? От протестантов, по крайней мере, ни разу не слышал рассуждений на темы "все прочее будет дано вам в дополнение").  

Кроме того, постоянное впечатление от таких текстов, - то, что их чтение и убеждение себя, что ты пытаешься им следовать, - это попытка сидения на двух стульях.  Мне сложно, по правде сказать, представить себе человека, который, работая на престижной работе (что само по себе указывает на некий карьеризм - чтобы попасть на нормальную работу, нужно приложить опр. целенаправленные усилия), остается в стороне, "над" всем, что происходит на ней. Можно себя, конечно. тешить иллюзиями типа "я не дружу с миром, а так, прогуляться вышел", но мне кажется, однажды все равно придется выбирать.   

Второй момент: когда речь идет об отношениях между людьми, Библия почему-то говорит "любовь не ревнива". А вот когда речь идет об отношениях с Богом, ревность, оказывается, - это нормально. Странная логика...  

PS (специально для tatiz и annett-m): Мы вчера по поводу творческих личностей говорили (что не всегда, якобы, творчество замешано на тщеславии). Так вот, я вспомнил, что как-то смотрел по "Культуре" передачу про Пушкина и Грибоедова. Оказывается (я этого не знал), когда один Александр Сергеевич издал свое "Горе от ума", другой (у которого в тот момент случилось непродолжительное творческое затишье) был этим очень раздосадован. Другой вопрос, что у него это привело к созданию новых произведений, н овот в "душеполезности" такого соревнования я как-то сомневаюсь... 

 

gospatent: (Default)
Жаль, что Нобелевку по литературе дважды не дают. Томасу Манну, который ее в 1929 получил за "Буденброков" ее, несомненно, стоило дать второй раз, - за "Иосифа и его братьев". Все-таки не зря он 17 лет на эту книжку положил и не зря его машинистка, прочитав первый том ("Былое Иакова"), сказала: "Слава Богу, теперь хоть знаешь, как все было на самом деле!" Понятно, конечно, что как раз на самом деле "не так все было, совсем не так..." (при внимательном прочтении видно, что та подробность деталей, которая характерна для\ текста, - это не более чем буйная фантазия автора), но та идея, точнее, тот ряд идей, который положен в основу тетралогии, мне очень близок. Кроме того, Манну невероятно удалось создать ощущение колодца - сначала временного, когда ты вместе с рассказчиком проваливаешься на 3,5 тысячи лет назад, а потом все глубже и глубже, при этом за каждым "поворотом" для тебя открывается все более и более глубокий пласт истории, а затем и пространственного, -того, возле которого на холмах Урусалима впервые знакомишься с Иосифом и его отцом, когда почти физически ощущаешь теплую весеннюю палестинскую ночь. 

Главная же идея, которая мне так оказалась близка в книге, - это идея о том, как человек работал над постижением Бога, постепенно высвобождая ее из-под груды своих, архаических прредставлений (как скульптор "высвобождает" из куска мрамора прекрасную статую), и как эта работа не прекращалась в носителях обетования из поколения в поколение. (Некую близкую мысль, как мне кажется, я ранее встретил в книге о.Александра Меня "Вестники Царства Божия").

Позволю себе привести небольшую цитату из романа:

   "Путь к этому открытию (открытию Бога - С.Я.) был очень труден, даже мучителен; праотец
хлебнул немало горя. Его (Авраама - С.Я.) труды и поиски определялись и вызывались одним
личным, свойственным именно ему представлением - представлением, что
знать, кому или чему человек служит, необычайно важно. Это произвело на
Иосифа впечатление, он понял все тотчас же, и в  особенности насчет
сознания важности. Чтобы приобрести какое-то уважение, какой-то вес у бога
и у людей, нужно проникнуться сознанием важности вещей - или хотя бы одной
вещи на свете. Праотец проникся сознанием безусловной важности вопроса,
кому должен служить человек, и замечательно ответил на этот вопрос: одному
Всевышнему. В самом деле, замечательно! Этот   ответ   был   исполнен
достоинства, граничившего с дерзостью и запальчивостью. Ведь праотцу
вольно было сказать себе: "Чего еще требовать от меня, а во мне - от
человека! Довольно того, что я буду служить какому-нибудь эленку, идолу
или божку, это не имеет значения". Так ему было бы удобнее. А он сказал:
"Я, Аврам, а во мне человек, вправе служить исключительно Всевышнему". С
этого началось все.
gospatent: (Default)

Это просто шедевр мысли. Советую читать данное "руководство" с комментариями, не пожалеете: http://warrax.net/89/2/475-2.html

Profile

gospatent: (Default)
ser_yasin

January 2017

S M T W T F S
1234567
8910 11121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 4th, 2025 11:07 am
Powered by Dreamwidth Studios